A+ A A-

Кризис как стимул

В 2010 году на рынке ритейла начались позитивные перемены: крупные операторы возобновили рост, стали возвращаться ведущие мировые бренды, появились новые марки. Однако развитие шло преимущественно в Москве и Петербурге. Торговые операторы строили планы на регионы, но открывать там магазины не спешили.

Естественный отбор

Для розничной торговли кризисные годы стали временем серьезных испытаний. Рынок покинули многие отечественные («Мир» «Гросс-март», «Точка вкуса», «Самохвал», «Букбери», «Неоторг» и др.) и международные сети (Carrefour, Wal Mart). Однако есть и положительные моменты. Как подчеркивает Константин Ковалев, управляющий партнер компании Blackwood, кризис снял «перегретость» рынка и привел к уходу наименее эффективных или выбравших ошибочные стратегии развития компаний. По словам директора «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость» Юрия Тараненко, и отечественные ритейлеры, и западные игроки, работающие у нас уже несколько лет, не только заявляют, но и расширяют розничные сети. В качестве примера эксперт приводит компанию OBI, открывшую в июне 2010 года в Москве пятый гипермаркет.

При этом большинство экспертов отметили, что приоритетным направлением для ритейла стала столица. «Хотя многие сети рассматривали перспективы экспансии в регионы, они тщательно оценивали возможные риски и отдавали предпочтение столице», — говорит руководитель департамента аналитики и консалтинга компании «НДВ-Недвижимость» Ольга Новикова. Ситуацию 2010 года нашли благоприятной для выхода на московский рынок и некоторые региональные игроки, не пострадавшие в кризис. Из-за экономического спада и банкротств ряда компаний в торговых центрах и коридорах мегаполиса освобождались выгодные площадки, снижались арендные ставки. Можно было наблюдать энергичную экспансию региональных сетей на освобождающиеся площади. По словам Ольги Збруевой, руководителя по работе с клиентами компании ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate, наиболее активными были продуктовые операторы, особенно дискаунтеры и продавцы товаров для дома.

Время лидеров

Флагманом рынка эксперты называют продуктовый ритейл. Однако в этой области, по словам Михаила Шутова, коммерческого директора управляющей компании «Фрагра», новые имена не выстрелили и не смогли «совершить переворот», лидеры остались на местах и продолжили развитие. Ряд крупных российских сетей в прошедшем году упрочили свои позиции и увеличили рыночные доли. Так, во втором полугодии было объявлено о сделках по приобретению сети дискаунтеров «Копейка» (покупатель — X5 Retail Group) и сети гипермаркетов «Мосмарт» (структурами владельца сети «Седьмой Континент»). «Эти сделки, а также уход Carrefour и Wal Mart свидетельствуют о том, что концентрация рынка продуктовых магазинов продолжает возрастать», — отмечает К. Ковалев. Некоторые крупные сети запустили в этом году новые форматы. Например, X5 Retail Group представила «Пятерочку Макси», чья отличительная черта — ориентирование как на розничные, так и на мелкооптовые продажи.

Несколько экспертов упомянули нового игрока московского продуктового рынка — сеть экономсупермаркетов «Оливье», принадлежащую акционерам «Азбуки вкуса» Сергею Верещагину и Олегу Трыкину. Хотя первый магазин появился еще в 2008-м в Одинцове, до столицы компания добралась только в прошлом году. В планах на ближайшие пять лет — открытие 40 точек в Москве и области. Региональная сеть «Мясной» также намерена выходить на столицу. В марте начнет работать первый объект, до конца года планируется запустить еще 15. Новую для мегаполиса сеть мясных магазинов развивает омский «Сибирский деликатес», специализирующийся на производстве полуфабрикатов, колбасы и деликатесов.

Конкуренты McDonald’s

Алексей Могила, руководитель департамента торговой недвижимости компании Penny Lane Realty особое внимание уделяет сегменту общепита. По словам эксперта, о планах по выходу на московский рынок в прошедшем году заявили десять международных и федеральных сетей. За год открылось примерно 60 точек новых сетевых операторов, среди них первая кофейня американской сети Dunkin' Donuts. Baskin Robbins открыл 33 кафе по всей России, два из них в международных аэропортах Шереметьево и Домодедово.

2010-й можно назвать годом фастфуда — о выходе на отечественный рынок объявили сразу две крупнейшие после McDonald’s сети. Первый Burger King в ТРЦ «Метрополис» принял посетителей в январе. По состоянию на декабрь в России работало 11 ресторанов этой сети, из них семь в Москве. Также озвучила свои планы сеть Wendy’s. Начало работы запланировано на первый квартал 2011 года: в Москве и Санкт-Петербурге появятся по десять закусочных, однако основной упор будет сделан на регионы, где нет главных конкурентов, на города с населением менее 500 тыс. жителей, трассы, заправочные станции, железнодорожные вокзалы. До 2020 года Wendy's планирует открыть 180 точек. Кроме того, в Россию должны прийти популярные американские сети закусочных Johnny Rockets, ресторанов в формате T.G.I. Friday’s — Chili’s, пивных баров Hooters, европейская сеть рыбных ресторанов быстрого питания Nordsee.

Новые имена

В 2010 году эксперты отметили оживление международных брендов, особенно производителей одежды экономкласса. Французская компания Kiabi (вещи для всей семьи по низким ценам) открыла магазин в ТРЦ «Гагаринский» (Москва) и рассматривает возможность экспансии в другие города. Вышел на столичный рынок японский оператор Uniqlo: в апреле первый универмаг одежды экономкласса (1,2 тыс. кв. м) открылся в ТРЦ «Атриум», в ноябре в ТРЦ «Мега Белая Дача» появился второй (1 тыс. кв. м). За три года Uniqlо намерен открыть в Москве еще десять точек.

Рынок детских товаров также демонстрировал рост. Среди новых имен — первые точки польской сети Cool Club, французская марка Du Pareil Au Meme, новая российская сеть Acoola, корнеры Lego. «Данный сегмент пострадал от кризиса в меньшей степени, чем другие — на детях россияне экономят в последнюю очередь», — говорит Анна Гильбурд, консультант отдела торговой недвижимости Cushman&Wakefield. Кроме того, оживление спроса и обострение конкуренции привели к развитию новых форматов. Галина Малиборская, директор департамента торговой недвижимости Colliers International в качестве примера приводит «Евросеть», которая представила первый интеллектуальный гипермаркет, объединяющий продажу электроники и книг в ТРЦ «Маркос-Молл» и намеревается создать сеть по всей России. Торговая марка женской одежды Pompa разработала новый формат магазинов под общей концепцией Pompa mini для городов с населением от 100 тыс. человек.

Своими силами

Итальянский модный дом Prada, отказавшийся от услуг посредника в России (компании Mercury), самостоятельно арендовал в Москве два помещения, где осенью откроются флагманские магазины. Один (1,4 тыс. кв. м) расположится в Столешниковом переулке, по соседству с японским рестораном Nobu. Второй (около 600 кв. м) появится в «Крокус Сити Молл». Компания Ecco планирует продолжить замену франчайзинговых точек в регионах на собственные и открыть около десяти магазинов.

О намерении продолжать самостоятельную работу на отечественном рынке заявили New Yorker, S'Oliver, Mango, Promod. Финский производитель детской одежды Reima открывает в России филиал, чтобы работать с ритейлерами напрямую, а не через дистрибьюторов. Кроме того, Reima собирается вывести на наш рынок еще не представленные здесь марки одежды — Lassie, Tutta, Progress.

Так победим!

О планах по возвращению на российский рынок сообщает итальянский Diesel. До 2014 года компания рассчитывает открыть в нашей стране 30 магазинов, четыре из них в Москве. Также возможность возвращения рассматривают модные дома Alexander McQueen и Stella McCartney.

В прошлом году компания «Монэкс трейдинг», работающая по системе франчайзинга, получила права на развитие в России новых брендов, в том числе производителя белья Victoria’s Secret, изготовителя продукции для SPA Bath & Body Works, одежной марки American Eagle. Британская сеть универмагов Debenhams возобновила поиск партнеров в Москве, чтобы выйти на отечественный рынок. Испанский одежный бренд Desigual ведет переговоры с компанией Jamilco, представляющей у нас многие международные марки. Хотя Ю. Тараненко предпочитает не спешить с заявлениями о приходе в Россию новых зарубежных ритейлеров, а подождать, когда они появятся.