A+ A A-

Платить за "недоремонт" нам все же придется?

Поправки, которые предлагается внести в Жилищный кодекс о создании системы финансирования капитального ремонта в многоквартирных домах. Законопроектом № 59728-6 вызвали бурную дискуссию в обществе. Лишь после того, как глас народа все же услышали наверху, этот документ претерпел некоторые принципиальные изменения в наиболее спорных вопросах. И все же - что он будет содержать на выходе? Сегодня это беспокоит больше всего...

«Общий котел» – навязчивая идея

Особым неприятием у специалистов и общественности пользуется идея «общего котла». Авторами законопроекта – а это депутаты Госдумы Елена Николаева, Вадим Булавинов, Сергей Журавлев, Павел Качкаев, Вадим Потомский, Александр Сидякин, Виктор Соболев, члены Совета Федерации Андрей Молчанов и Степан Киричук – решено обязать всех без исключения собственников жилья вносить платежи по капремонту в этот котел, установленный в региональных фондах. Это от 3 до 14 рублей с квадратного метра общей площади каждый месяц. Конкретные размеры платежа будут устанавливаться местными властями. А следом некие чиновники начнут составлять графики капремонтов и, главное, принимать решение о необходимости выделения средств тому или иному дому. Депутаты даже не озаботились тем, что подобная схема «общего котла» вступает в противоречие с основополагающим принципом Гражданского и Жилищного кодексов – собственники несут ответственность за свое имущество. Заметим – только за свое, но не за чужое!

Теперь понятна причина, из-за которой предлагаемый принцип вызвал такую бурную реакцию. Еще в советские времена все люди вносили некую сумму для капитального ремонта жилья - так называемый амортизационный фонд, и она выделялась отдельной строкой в платежках. На какие цели были затрачены эти немалые деньги, в какие котлы они попали и «сварились»? На этот вопрос многие жители не отремонтированных домов не получат ответа, для них он так и останется загадкой.

Премьер подводит черту…

Поднятая народом шумиха, казалось бы, предопределила судьбу законопроекта – лежать ему под сукном. Однако не все так просто. Сегодня он уже в стадии рассмотрения во втором чтении Советом Государственной Думы. И в него спешно вносят различные поправки. 22 октября 2012 года был сдвинут очередной график представления поправок, и рассмотрение законопроекта перенесли на 23 ноября.

Немного ранее - 1 ноября главой российского правительства Дмитрием Медведевым проведено совещание, на котором он заявил, что «реализация законопроекта должна создать современную систему финансирования и детализировать ответственность собственников жилых помещений, наконец, обеспечить надежный контроль над расходованием средств».

Раз уж в ход ввели «тяжелую артиллерию», стало ясно – закон будет принят. Наличие сырых и противоречивых мест в нем - не помешает, так же в свое время принимался Жилищный кодекс. Поэтому, в каком бы виде он не вышел, будет ли инициаторами "протащена" схема «общего котла» или нет, очевиден факт - россиян принуждают раскошелиться на капремонт в обязательном порядке.

При этом премьер приводит убедительные доводы о необходимости принятия закона о капремонте. Он считает, что капремонт должны проводить как минимум 1 раз в 25 лет, однако в течение 20 с лишним лет с 1990-х годов, ежегодно ремонтировали не более 1% жилищного фонда. «Практически все дома, построенные в 1950-е годы, стоят без капитального ремонта, а до этого темы этой не существовало», – подчеркнул премьер-министр.

Кстати, значительная часть субъектов (их около 60) с граждан уже взимает соответствующую плату. «При этом не урегулированы вопросы целевого использования этих средств, их сохранности и рачительного использования. Есть элементарный вопрос о справедливости – с одних берут, с других не берут. Берут с тех, чей дом находится в отвратительном состоянии, и расходуют на капитальный ремонт дома, который в лучшем состоянии», уточнил Д. Медведев.

Для обеспечения надежного контроля над расходованием средств, предназначенных для капитального ремонта, на федеральном уровне будут утверждаться базовые требования и различные методические рекомендации по упорядочению всей этой работы. Субъекты получат определенные полномочия в нормативно-правовом регулировании. Ими будут утверждаться долгосрочные региональные программы, включающие в себя адресный перечень домов, подлежащих ремонту, с обязательным указанием сроков его проведения, и тех подрядных организаций, которые к этому будут привлекаться.

Можно понять премьера в его желании - создать четкую систему по финансированию капремонта, причем с надежным контролем и ответственностью. Но совершенно не понятно другое: законопроект не содержит всего того, что в какой-то мере отвечало бы требованиям премьера. Либо «общий котел», либо возможность от него отказаться (как в последнем варианте) – но в обоих случаях за все придется платить собственникам!