Полтора года назад начался финансово-экономический кризис. Наверное, каждый почувствовал на себе его влияние. Хочется верить, что мы прошли нижнюю точку кризиса и скоро начнем выходить из него. Как отразился кризис на экономике столицы и что предстоит сделать в нынешнем году, чтобы справиться с его последствиями? Об этом мы попросили рассказать председателя бюджетно-финансовой комиссии Московской городской Думы Игоря Антонова.
Испытание на прочность
– Игорь Евгеньевич, как вы считаете, кризис заканчивается?
– Да, на мой взгляд, он плавно заканчивается, и по ряду отраслей экономики уже есть рост.
– Как Москва пережила это непростое время?
– Кризисный 2009 год без преувеличения можно назвать самым сложным и напряженным за последнее десятилетие. Мы три раза были вынуждены вносить изменения в бюджет города, связанные главным образом со снижением доходной части бюджета и, соответственно, с сокращением расходов. Чтобы выработать оптимальное решение, правильно распределить заметно сократившиеся бюджетные средства, проводили обсуждения, многочисленные консультации в профильных комиссиях городской думы. Понятно, что процесс этот был далеко не безболезненный. Поступления в казну только от основного налога на прибыль по сравнению с предыдущим годом сократились на 276,6 млрд рублей, или на 45 процентов. Меньше денежных средств поступило в бюджет по налогу на доходы физических лиц и другим видам налогов.
Бюджет серьезно недополучил и по неналоговым доходам, прежде всего от реализации инвестиционных контрактов, а это показывает, как дышит экономика города. Меньше, чем рассчитывали, поступило в доходную часть казны и за аренду нежилых помещений. По предположениям Департамента имущества города, сумма дохода за аренду нежилых помещений должна была сократиться на 5–6 млрд рублей, а в итоге уменьшилась на 1,7 млрд.
– С чем это связано?
– Чтобы поддержать малый бизнес, город снизил ставку арендных платежей в прошлом году до одной тысячи рублей за кв. метр. Такая же ставка сохраняется и в 2010-м.
Никто не мог предположить, что этим воспользуются крупные предприятия. Но большие компании быстро поняли, как можно сэкономить. Они начали дробить свои предприятия и переводить их в малый бизнес, чтобы получить льготы. Налоговая инспекция, разумеется, отслеживает этот процесс. Но все делается на законных основаниях: по числу работающих, ежегодному обороту финансовых ресурсов компания имеет право зарегистрироваться как малое предприятие.
Доходы города в прошлом году составили 1 трлн 9,4 млрд рублей, а это 101,5 процента. Годовое задание даже немного перевыполнено. Но по сравнению с 2008-м сумма доходов снизилась на 280,4 млрд рублей, или на 21,7 процента. Расходы городской казны тоже сократились и составили 1 трлн 155 млрд рублей. Это на 161,1 млрд меньше, чем в 2008 году.
И все-таки, несмотря на то что год был трудный (снизилась деловая активность хозяйствующих субъектов, устойчивость банковской системы стояла под вопросом, многие заемщики не могли вовремя вернуть кредиты), город с ситуацией справился, пик кризиса прошли нормально.
У мэра была создана комиссия по финансовому мониторингу, которая отслеживала ситуацию в экономике и прежде всего в социальной сфере, на потребительском рынке. Решения по оказанию помощи или исправлению ситуации принимались оперативно.
Ориентиры 2010-го
– Какие программы были сокращены особенно ощутимо?
– Пришлось урезать ряд важных для города программ. Больше других пострадала адресная инвестиционная программа, а в нее входят жилищное и коммунальное строительство, охрана окружающей среды, развитие транспорта, промышленности, энергетики, бытового обслуживания и другие отрасли городского хозяйства. Была сокращена программа капитального ремонта жилых домов.
Жесткая экономия бюджетных средств дала возможность сбалансировать расходы и доходы городской казны на первые месяцы нынешнего года, независимо от поступлений. Есть надежда, что доходы бюджета увеличатся, и можно будет выделить дополнительные средства на финансирование адресной инвестиционной программы, например на строительство. На начало года свободный остаток средств в казне составил 117,3 млрд рублей. Думаю, часть из них (от 30 до 50 млрд) может пойти на адресную инвестиционную программу.
– Кризис в значительной степени сказался на строительстве жилья. Сможет ли столица выполнить свои обязательства перед участниками войны?
– Самый больной вопрос, с которым обращаются к нам избиратели, конечно, жилищный. 2010-й – год юбилея Победы. Скоро будем отмечать 65-летие окончания Великой Отечественной войны. К Дню Победы все участники Отечественной войны, которые стоят в очереди на получение социального жилья, должны переехать в новые квартиры. Эту программу, безусловно, выполним.
К сожалению, нередко приходится сталкиваться с такой ситуацией. Приходят на прием к депутату ветераны войны и, ссылаясь на закон, подписанный президентом, жалуются, что им отказывают в предоставлении новой квартиры. Видимо, пожилые люди не поняли, что речь идет об очередниках, которые уже стоят на жилищном учете. А ответственные работники или не смогли, или не нашли времени объяснить им это.
Планируем построить в 2010 году примерно 3 млн кв. метров жилья. Из них 1 млн – для очередников, которые получат социальное жилье, и москвичей, переселяемых из ветхого пятиэтажного жилищного фонда. 2 млн кв. метров жилой площади поступит на рынок недвижимости, из них приблизительно 746 тыс. кв. метров жилья смогут приобрести очередники, желающие участвовать в возмездных программах.
В городе появится 11 новых общеобразовательных школ, 25 детских садов на 4425 мест, учреждение профтехобразования, 4 поликлиники, 2 больничных корпуса, 4 физкультурно-оздоровительных комплекса.
Планируется повышать зарплаты и доплаты
– Какие изменения в бюджете года коснутся социальной сферы?
– Город всегда проводил и проводит ответственную социальную политику. И в прошлом году, во время пика кризиса, повышалась зарплата работникам бюджетных учреждений, увеличивались доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам. Преследовались две цели. Во-первых, поддержать наименее защищенных жителей города – пенсионеров, инвалидов, многодетные семьи. Нельзя допустить снижения уровня жизни и социальной защищенности москвичей. Во-вторых, стимулировать потребительский спрос. Чем больше у людей средств, тем больше они смогут купить, тем активнее работает бизнес на поставку продукции.
И в этом году по мере возможности, в зависимости от того, какие процессы станут разворачиваться в экономике, будем индексировать зарплату бюджетникам и повышать доплаты льготным категориям жителей столицы.
Считаю, что ради сохранения социальной стабильности в городе стоит идти на любые ограничения и принимать самые трудные решения. Понадобится снова сокращать инвестиции – значит, будем их сокращать, или изыскивать дополнительные источники финансирования. Но я надеюсь, что ситуация станет развиваться по более оптимистичному сценарию и инвестиционная составляющая, напротив, будет расти и увеличиваться.
– Невыплата зарплаты – серьезное нарушение трудового законодательства. Много ли таких случаев в столице?
– Этот вопрос рассматривался на заседании правительства. Выяснилось, что в Москве предприятий-нарушителей немного. Задержки зарплаты по всему городу составляют от 200 до 500 млн рублей. Число таких предприятий колеблется от 50 до 100. Причем в основном это федеральные структуры. Безусловно, в каждом случае выясняются причины невыплаты зарплаты, и тогда принимается решение. Если действительно существуют объективные причины, думаем, как помочь людям.
– Как город пережил нынешнюю, довольно суровую и снежную, зиму?
– По моей информации, серьезных аварий и отключений не было. Если раньше мы говорили, что не хватает энергетических мощностей, то кризис снял эту проблему. Стало меньше новых потребителей, вводилось не так много жилых домов, офисов. К тому же все начали экономить электроэнергию, в том числе – предприятия. Зимой помещения переводят на комфортное отопление только в рабочее время, а ночью батареи чуть теплые.
Благоприятные симптомы
– Каким ожидается этот год?
– Думаю, относительно более легким. Однако процессы в мировой экономике заставляют нас действовать осмотрительно, строго планировать расходование бюджетных средств. Из Европы приходят тревожные известия: то в одной стране, то в другой – дефицит бюджета. Греция, Испания, Португалия…
Наша экономика встроена в мировую экономическую систему и в значительной степени зависит от цены на основной вид сырья – нефть. Сегодня цена за баррель 76 долларов. Можно предположить, что в течение года она не упадет ниже 70. Хотя делались прогнозы, что уровень снижения может составить 50 долларов. Однако я еще не видел ни одного прогноза ни наших экономистов, ни западных, который бы полностью совпал с реальностью.
По Интернету пришла ободряющая информация: экспорт продукции из Китая, и прежде всего товаров народного потребления, в феврале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос почти на 50 процентов. В основном Китай экспортирует товары в США, поэтому можно сказать, что в Америке растет потребление, а это уже обнадеживает.
На мой взгляд, Штаты сделали все возможное, чтобы стабилизировать положение в мировой экономике. Правда, дефицит федерального бюджета США растет как на дрожжах, и многие американские экономисты предупреждают, что в ближайшем будущем могут возникнуть новые серьезные проблемы.
Мы внимательно наблюдаем, как разворачиваются события, но, к сожалению, точно спрогнозировать ситуацию не может никто.
О нашем собеседнике
Игорь Евгеньевич Антонов окончил Московский горный институт и Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации. Перед избранием в Московскую городскую Думу работал начальником 12-го района предприятия «Тепловые сети» АО «Мосэнерго».
Депутат Мосгордумы второго (1997–2001 гг.), третьего (2001–2005 гг.) и четвертого (2005–2009 гг.) созывов. Вновь избран депутатом Думы 11 октября 2009 года. Председатель бюджетно-финансовой комиссии, член комиссии по организации работы Думы.