Несмотря на экономические трудности второго года кризиса, рынок страхования жилья физических лиц продолжает расти, хотя и не по тому сценарию, которого ожидали страховщики.

В начале кризиса они прогнозировали увеличение спроса на «коробочные» продукты, предполагая, что россияне перед лицом угрозы личной экономической безопасности постараются хотя бы по минимуму защитить то, что имеют. Но действительность как всегда непредсказуема – рынок страхования недвижимости прирастал в 2010 году в первую очередь за счет владельцев элитного жилья.

Официальной статистики сборов по страхованию имущества физлиц в Петербурге за весь 2010 год у большинства страховых компаний пока нет, но ведущие игроки рынка уже могут говорить о тенденциях. «Страхование имущества частных лиц, в основном – недвижимости, постепенно приобретает популярность у наших собственников. Количество застрахованных объектов и, соответственно, страховые сборы из года в год стабильно растут примерно на 12–15%. В 2010-м сборы в Петербурге и области превысили 580 млн руб.», – сообщила, директор управления страхования имущества и ответственности граждан филиала ООО «РОСГОССТРАХ» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Людмила Лаврова. «За девять месяцев 2010-го, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, наши сборы увеличились на 5% и составили более 11 млн руб. Мы предполагаем, что с учетом данных четвертого квартала картина в целом будет аналогичной и по итогам всего года», – рассказывает начальник управления агентских продаж Северо-Западной дирекции «РОСНО» Татьяна Бирюкова. В компании «РЕСО-Гарантия» говорят о двукратном росте продаж.

Большинство страховщиков, памятуя о снижении спроса на страхование квартир и дач в 2009 году, в 2010-м цены на свои услуги не пересматривали. Только «РЕСО-Гарантия» сообщила о «некотором повышении тарифов в страховании квартир, что было связано с большим числом заливов квартир из-за непогоды в начале 2010 года». Тарифы, как и год назад, колеблются в пределах 0,5–1% – на страхование квартир и 0,6–1,6% – на страхование загородных строений. Следовательно, увеличение портфеля обусловлено ростом количества заключенных договоров и привлечением новых клиентов. «Не все пролонгации состоялись, но при этом было заключено много новых договоров. Таким образом, произошло некоторое перераспределение портфеля по имуществу физлиц, но в целом он остается на стабильном уровне», – подтверждает Татьяна Бирюкова.

Добровольный рост

Логично предположить, что дела на поле страхования имущества шли по восходящей благодаря оживлению ипотечного кредитования: по данным Агентства ипотечного жилищного кредитования, в 2010 году было выдано жилищных ипотечных кредитов на сумму около 380 млрд руб., или в 2,5 раза больше, чем в 2009-м. Но сами страховщики не считают страхование основным драйвером роста. «Решающим фактором было увеличение спроса вне зависимости от требований банков. В 2010 году сборы по ипотеке, по сравнению с 2009-м, у нас выросли в два раза. Но здесь мы только-только подобрались к сумме сборов 2008 года. Говоря о небанковском страховании, отмечу, что в 2010 году у нас произошел рост продаж на 47% по отношению к 2009 году. А в 2009-м, по сравнению с 2008 годом, этот рост был 26%. То есть экономический кризис вначале лишь слегка замедлил рост сборов на этом направлении», – говорит заместитель генерального директора ОСАО «РЕСО-Гарантия» Дмитрий Большаков.

«Безусловно, требование банка застраховать квартиру, взятую в кредит, сказывается на росте спроса страхования недвижимости. Около 30% нашего портфеля по имуществу – это страхование жилья при ипотечном кредитовании. Но большая часть клиентов приходит в нашу компанию по собственной инициативе. Сегодня можно уверенно утверждать, что постепенно растет страховая культура населения: люди осознают, что страхование – это инструмент, позволяющий надежно защитить имущественные интересы собственников жилья», – соглашается Татьяна Бирюкова. По результатам исследования, проведенного порталом www.allinsurance.ru, по итогам первого полугодия 2010-го рыночный сегмент в сфере страхования имущества физических лиц достиг 80%.

Не страх, а осторожность

Летние пожары и наводнения, казалось бы, должны стать дополнительным стимулом, подтолкнувшим владельцев жилья в объятия страховщиков. Напомним, что в результате природных пожаров минувшим летом от огня пострадали около двух тысяч индивидуальных домов в центральных и южных регионах страны. Ленинградскую область огонь обошел, но в конце июля 2010 года по нашему региону прошел ураган, поваливший деревья и повредивший дома в четырех районах. Страховщики, прежде всего – «Росгосстрах» и «РЕСО-Гарантия», выплатили компенсации владельцам застрахованного жилья. Но желанного роста спроса в ответ не получили.

«Летние пожары в Центральном округе и ураган в районе Сосново вызвали всплеск обращений – потенциальные клиенты приценивались, на волне роста сознательности было даже заключено несколько договоров. Но надежду на русское авось никакому урагану не поколебать», – комментирует руководитель управления имущественных видов страхования Северо-Западного дивизиона «Ренессанс страхование» Виталий Овсянников. «Вследствие летних пожаров бума заключения договоров не произошло. Безусловно, пожары послужили поводом задуматься о страховании и повысили к нему интерес со стороны потребителей, что мы фиксировали по поступающим телефонным звонкам, но экстраординарного повышения спроса не случилось», – подтверждает Татьяна Бирюкова.

За страховым полисом, вопреки ожиданиям страховщиков, чаще стали обращаться не те, кто боится потерять последнее имущество, а владельцы элитного жилья. «В портфеле постепенно растет доля договоров страхования дорогих объектов. Лучшую динамику роста показал сегмент загородной недвижимости. Это следствие появления новых объектов, в основном дорогих, собственники которых более ответственно, чем владельцы квартир, относятся к своему имуществу», – рассказывает Людмила Лаврова. «По загородным домам рост сборов связан в значительной степени с тем, что на второй год кризиса многие весьма обеспеченные частные лица – владельцы дорогой загородной недвижимости – уже осознали необходимость защиты своего имущества», – подтверждает наблюдение коллеги Дмитрий Большаков. По осторожной оценке опрошенных, если в целом их портфели выросли на 5–10%, то в элитном сегменте этот показатель в прошлом году составил 15–20%.

Смена вектора

В 2009 году большинство страховых компаний делали ставку на «коробочные» продукты (страхование жилья без осмотра, со стандартным набором рисков и лимитированной суммой покрытия). «Коробки» дешевле – как для самих страховщиков, поскольку не включают дополнительных затрат на выезд агента для осмотра недвижимости, так и для страхователя. Следовательно, предполагали страховщики, такие продукты будут лучше раскупаться в период экономической нестабильности.

Не угадали – и теперь приходится перестраиваться на ходу. «Наибольшим потенциалом, на наш взгляд, обладают индивидуальные продукты – договоры с осмотром, описанием внутренней отделки и инженерного оборудования, описью имущества и страхованием гражданской ответственности перед третьими лицами. По таким договорам можно страховать дома любого года постройки, без ограничений, а также более точно оценить имущество, принимаемое на страхование», – уверена заместитель директора, начальник управления развития Санкт-Петербургского филиала ОАО «СГ МСК» Елена Шевченко. «Для страхователя индивидуальный подход также более предпочтителен: проводится осмотр имущества, подбирается индивидуальный тариф, клиенту разъясняется, за что он платит те или иные деньги, какие существуют риски и так далее. «Коробочные» продукты сегодня склонны выбирать клиенты старшего возраста, для которых главные приоритеты – простота и скорость покупки. Современное поколение выбирает основательный подход и умеет разбираться в нюансах страхования», – рассуждает Татьяна Бирюкова.

Усовершенствование страховых продуктов направлено на удовлетворение потребностей наиболее активной категории клиентов. Владельцы элитного жилья, как правило, заинтересованы в более полной страховой защите недвижимости, включении нетрадиционных рисков (терроризм, повреждение вследствие проведения ремонтно-строительных работ), страховании ландшафтных сооружений на загородном участке. Творчество страховщиков развивается именно в этом направлении. Так, в компании «РОСНО» разработан специальный продукт «Цитадель», рассчитанный на специфические запросы высокодоходной целевой группы. Он предлагает защиту по таким рискам, как залив в результате поломок стиральных и посудомоечных машин, механического повреждения аквариума и поломок в системах его жизнеобеспечения, перепад напряжения. «Ренессанс страхование» реализует страховой продукт «Формула комфорта VIP», включающий, помимо классических рисков, покрытие расходов по досрочному возвращению хозяина в случае повреждения недвижимости и замене замков, возмещение ущерба от загрязнения земельного участка. Предусмотрены даже организация замены окон, ремонта дверей и клининговых услуг, помощь в сборе документов по страховому случаю и предоставление услуги персонального менеджера по урегулированию убытков.

Страховщикам придется сосредотачивать свои маркетинговые усилия на узкой части населения с высокими доходами до тех пор, пока этот вид страхования не станет массовым. Но в краткосрочной перспективе страховое сообщество таких перемен не ожидает – по крайней мере, без вмешательства правительства страны, которое размышляет о внедрении обязательного страхования жилья.