Контроль управляющих организаций (ТСЖ, ЖСК) вправе осуществлять:

  1. Граждане и общественные объединения
  2. Собственники помещений многоквартирного дома
  3. Органы исполнительной власти города Москвы
  4. Налоговые органы
  5. Надзорные органы

1. Общественный контроль за деятельностью управляющих организаций может быть в форме:

  • обращений граждан и общественных объединений в органы власти, «общественные приемные», на «горячие линии» и т.п.;
  • участия во встречах с представителями органов власти («гражданские переговоры»);
  • обращений в контрольные и правоохранительные органы.

Частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ предусмотрена обязанность управляющей организации обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения договоров управления многоквартирным домом).

В соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным постановлением правительства РФ от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» и распоряжения правительства Москвы от 25.01.2011 № 50-РП, Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы организован доступ к информации о деятельности управляющих организаций.

В настоящее время информация раскрыта управляющими организациями, в управлении которых находится порядка 97% многоквартирных домов от общего числа домов, находящихся в управлении управляющих организаций.

Кроме того, в соответствии с постановлением правительства РФ от 23.09.2010 № 731 информация на основании запроса граждан в электронном виде предоставляется на адрес электронной почты в течение 2 рабочих дней со дня поступления запроса либо по письменному запросу – в 20 – дневный срок со дня его поступления.

2. Контроль, осуществляемый собственниками помещений

Согласно Жилищному кодексу РФ при выборе способа управления – управление управляющей организацией собственники помещений многоквартирного дома заключают договор с управляющей организацией, условия которого подлежат утверждению на общем собрании.

Форма и порядок осуществления контроля являются существенными условиями договора.

Согласно ст. 162 ЖК РФ, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора за предыдущий год.

Примерная форма отчета управляющей организации о выполненных работах и оказанных услугах по договору утверждена распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 26.03.2010 № 05-14-59/0 «О мерах по совершенствованию управления многоквартирными домами в городе Москве» и носит рекомендательный характер.

3. Органы исполнительной власти города Москвы совместно с Государственной жилищной инспекцией города Москвы могут контролировать:

  • соответствие жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям,
  • использование и сохранность жилищного фонда, независимо от его формы собственности,
  • содержание жилищного фонда, обеспечивая при необходимости проверку состояния подвалов, чердаков, подъездов и домовладений в целом,
  • соблюдение правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме,
  • использование по назначению жилых и нежилых помещений независимо от формы собственности,
  • соответствие жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.

3.1. Мосжилинспекция осуществляет контроль:

  • над выполнением законодательных и нормативных актов в области технической эксплуатации жилых домов и жилых помещений, инженерного оборудования и сетей,
  • над обеспечением прав и законных интересов граждан при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг и своевременным и качественным рассмотрением их обращений и жалоб,
  • над выполнением принятых решений и предписаний по устранению выявленных нарушений, применяет административные санкции в соответствии с предоставленными полномочиями.

3.2. ГУ ИС проверяет и контролирует расчеты управляющих организаций, ТСЖ, ЖК, ЖСК на получение бюджетных субсидий и полноты представленных документов, подтверждающих право на их получение, а также целевое использование бюджетных средств, полученных управляющими организациями.

4. Контроль, осуществляемый налоговыми органами

В соответствии с Налоговым кодексом РФ управляющая организация обязана представлять в налоговую инспекцию ежеквартальную бухгалтерскую отчетность о своей финансово-хозяйственной деятельности.

5. Контроль, осуществляемый надзорными органами

В случае выявленных нарушений или поступления жалоб на управляющую организацию надзорные и контролирующие органы обязаны осуществлять контроль в форме плановых и внеплановых проверок в соответствии с действующим законодательством РФ.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что в соответствии с письмом Минрегиона РФ от 14.10.2008 № 26084-СК/14 «Об изменении практики осуществления государственного контроля за содержанием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с новым жилищным законодательством РФ» объем ответственности управляющих и подрядных организаций не может быть больше, чем объем обязательств по соответствующему договору, заключенному собственниками помещений с такими организациями, что согласуется со статьями 162-164 Кодекса и частью 2 статьи 18 Федерального закона № 189-ФЗ.